Число детей, вовлеченных в эпидемию ВИЧ-инфекции, неуклонно растет. Подавляющее большинство (около 90% ) из них инфицированы от матери: во время беременности, родов и при грудном вскармливании. Большая часть ВИЧ-инфицированных женщин, в настоящее время находится в детородном возрасте и с каждым годом возрастает доля ВИЧ-инфицированных пациенток, принявших решение сохранить беременность.
Итак, Вы решили родить ребенка. Что надо сделать, чтобы он не инфицировался? Как его защитить?
Для того, чтобы ВИЧ-инфицированная женщина могла родить здорового ребенка разработана система лекарственной защиты матери и ребенка. Она называется: 3-х этапная химиопрофилактика.
1 этап – самый важный и эффективный!
Женщина, которая хочет стать матерью должна изначально планировать беременность: проверить своё состояние здоровья, если необходимо, пролечиться у соответствующих специалистов, начать принимать антиретровирусную терапию. Для назначения препаратов необходимо обратиться в наш Центр к своему лечащему врачу и к врачу-гинекологу. Если Вы узнали о своем положительном ВИЧ-статусе только во время настоящей беременности, как можно быстрее приходите к нам в Центр, наши специалисты Вам всё расскажут, объяснят и назначат препараты. Антиретровирусная терапия подавляет вирус в крови женщины и она не передаёт его своему ребенку.
Помните! Первый этап химиопрофилактики защищает ребенка, который уже растет и развивается внутри Вас, а также помогает Вам сохранить своё здоровье. Принимать препараты надо регулярно, иначе эффективность защиты падает.
2 этап. Препарат для проведения второго этапа вводится женщине в родильном доме, и он усиливает защиту ребенка при возможном соприкосновении с кровью матери во время родов.
3 этап. На этом этапе химиопрофилактики препараты АРТ получает уже Ваш родившийся малыш с первых часов своей жизни и в течение 4 недель. По какой схеме ребенок получит профилактику, зависит от результатов наблюдения матери во время беременности: схема может состоять из 1 или 3 препаратов, которые даются 2 раза в сутки строго с интервалом 12 часов.
Кроме того ребенок должен получать искусственное вскармливание (полный отказ от грудного молока).
Все препараты для защиты ребенка и матери выдаются в Центре бесплатно.
Через 4 недели после окончания химиопрофилактики мама с ребенком должна прийти в Центр для обследования.
Родится ли у Вас здоровый малыш, зависит от того, насколько рано Вы встали на учет в Центре, аккуратно и своевременно выполняли рекомендации врачей. По статистике, если химиопрофилактика проведена в полном объёме, вероятность рождения здорового ребенка составляет 98-99%.
Итак, Вы решили стать матерью, Вы планировали беременность: проверили своё состояние здоровья, пролечились у соответствующих специалистов, начали принимать антиретровирусную терапию. Вы сделали всё, что зависит от Вас, чтобы родить здорового ребенка, свободного от ВИЧ-инфекции. Теперь Вы будете ждать своего будущего малыша. Когда мама девять месяцев ждет появления младенца на свет – она мечтает о своем ребенке, мечтает, о том, как он родится, каким он будет, как все обрадуются его рождению, как она сделает все, чтобы ему было хорошо.
С будущим малышом необходимо общаться с первых недель зачатия. Разговоры или рассказы матери, отца на разные темы- один из самых важных воспитательных и оздоровительных процессов в период формирования и развития плода. Для ребенка важно, чтобы о нем думали, хотя бы один человек. Причем важно что, и как думает. Именно во внутриутробный период начинает формироваться система «родители – дитя», основа родительских отношений с ребенком формируется в период созревания плода – все девять месяцев. Именно в этот время ребенок нарабатывает способности речевой и мыслительной деятельности.
«Ты для нас – ясно-солнышко», «Я и твой папа любим и ждем тебя», «Какое счастье, что ты есть»! Для развития ребенка очень важны положительные эмоции беременной мамы. Ведь он испытывает все эмоции, которые переживает она. Доказано, что плод способен запоминать полученную информацию и связывать с ней пережитые эмоции до рождения.
Если мать ведет беспокойный образ жизни, много нервничает, если у нее склонность к злобному поведению, то и ее ребенок в последующем развивается часто беспокойным, злобным, агрессивным, имеет трудности в поведении, плохо управляем.
По мнению некоторых специалистов, одной из причин наркомании и токсикомании среди подростков является врожденное слабое развитие опиатной системы в центральной нервной системе человека. Опиатная система вырабатывает особые гормоны – гормоны «радости» (эндорфины, энкефалины) и жизненной адаптации, и в норме их в семь раз больше, чем гормонов «плохого настроения». Если опиатная система работает плохо, то у человека снижен жизненный тонус, плохое настроение, ему трудно общаться с людьми, он очень болезненно воспринимает происходящее, у него повышен уровень тревожности. Своих гормонов радости не хватает, тогда он принимает их искусственные заменители – алкоголь, наркотики, пытается компенсировать их нехватку острыми ощущениями и т.д.
Поэтому радуйтесь! Давайте гормоны «радости» своему, еще не родившемуся малышу. Если мать во время беременности ведет спокойный, размеренный образ жизни, живет в любви с окружающим миром и любит своего ребенка, то родившийся ребенок, как правило, развивается спокойным, с мягким характером, склонным к добру и любви. Ищите в себе и своих близких хорошие качества, проговаривайте их, и Ваш малыш их обязательно наследует.
Будущие родители уже с момента зачатия должны поставить себе целью помочь малышу чувствовать себя хорошо и предоставить ему возможность для телесного, душевного и духовного развития. Родителям надо научиться получать удовольствие от своей роли мамы и папы, а также ответственности перед будущим ребенком. Малыш развивается от единственной клетки до маленького человечка, происходит закладка всех органов и систем организма. Негативное воздействие алкоголя, наркотиков, лекарственных препаратов, беспорядочного образа жизни может привести к нарушению этих процессов и формированию пороков развития органов.
Закладывается нервная система младенца, начинает биться маленькое сердце, формируются позвоночник и мышцы. У малыша появляются руки, ноги, глаза, уши, формируются пальчики, суставы. Ребенок начинает шевелиться, совершать движения. На 23 день начинает формироваться внутреннее и внешнее ухо, оформляются челюсти, появляются зачатки зубов, веки. Если извне поступают резкие звуки, ребенок старается закрыть руками уши и старается загородиться ладошкой от света – он видит и слышит! Он вырастает в 10000 раз. Он может сосать пальчик и сжать ручку в кулачок.
Ваш малыш хочет все видеть, его глаза чувствительны к зрительным образам, световой энергии, поэтому беременным рекомендуют гулять в светлое время суток, что улучшает двигательную активность плода и способствует его развитию.
Весьма важную роль для развития зрительного аппарата ребенка играют зрительные впечатления беременной женщины. Сцены жестокости и насилия вызывают стрессовую реакцию в теле, которая передается малышу. Старайтесь творить, воображать, рисовать… Вносите творчество во все, что вы делаете: готовите обед, шьете, вяжете или вытираете пыль. Творчество развивает природные инстинкты, которые помогут вам понять своего ребенка и очень пригодятся в родах.
Танцуйте! Движения мамы развивают вестибулярный аппарат ребенка, а движения под музыку еще и развивают чувство ритма, которое практически не развивается после рождения (в отличие от музыкального слуха).
Вкусовые пристрастия ребенка формируются, когда он еще живет внутри мамы. Питательные вещества, которые ребенок получает через пуповину, околоплодная жидкость, в которой он плавает – состав их зависит от того, что женщина ест. Чем ответственнее вы подойдете к своему питанию, тем разнообразнее может стать меню малыша после рождения.
Врач прослушивает сердцебиение малыша, время от времени малыш отталкивается от одной стенки матки и доплывает до другой. Он может отреагировать на резкий звук прыжком, который воспринимается за активное шевеление, может выражать свое недовольство напряжением мышц вокруг глаз, сморщенными губами и беззвучным плачем.
Звуки – один из самых распространенных способов влияния на ребенка в утробе матери. Используя звуки, можно влиять на здоровье, стимулировать развитие памяти и интеллекта. К 21 неделе беременности слух функционирует полностью. Плод плохо переносит громкие и неприятные звуки: наблюдается учащенное сердцебиение и резкие, беспокойные движения.
Наилучшей музыкой для ребенка считается голос матери и стук ее сердца. Беременной можно посоветовать чаще петь, в том числе народные и колыбельные песни. Как показали исследования, после рождения ребенок быстро засыпает, услышав колыбельную, которую мама пела ему до родов. Песню предлагают петь в те моменты, когда женщину охватывает беспричинная тревога, страх за ребенка, а так же в периоды плохого настроения или волнения. При этом беременная может представлять образы природы: море, лес, море, реку…, ассоциирующиеся с состоянием покоя, тишины, счастья. Как показывает практика, воспоминание и напевание народных песен сразу же улучшает настроение, успокаивает.
Из музыкальных инструментов специалисты рекомендуют слушать флейту, которая по их мнению активирует работу головного мозга; виолончель, которая положительно влияет на органы малого таза; арфу, которая улучшает работу сердца, а также скрипку, орган, колокола. Общеизвестно благотворное влияние гармоничной музыки на течение беременности и родов. Это звуки природы, пение птиц, народная и классическая музыка. Существуют специальные технологии дородовой стимуляции памяти и интеллекта с помощью музыки. В будущем такие дети имеют способности освоения большего объема материала, более прочно и длительно сохраняют его в памяти, имеют высокую активность интеллекта, высокую адаптивность в любой среде.
Важно знать, что примерно на 22-й неделе беременности плод вырабатывает свой режим сна и бодрствования, во многом совпадающий с материнским. Поэтому, чтобы после родов с новорожденным было меньше хлопот, беременная женщина должна придерживаться такого режима дня, который будет способствовать оптимальному уходу за новорожденным. Ложитесь спать в 22.00, вставайте в 7.00.
Чтобы отдохнуть, малыш «ложится спать» и видит сны, рост достигает 40 – 41см, а вес 1800 – 2100г. Теперь он пользуется всем набором чувств: зрением, слухом, вкусом, осязанием. Он узнает голос мамы и делает первые «дыхательные» движении, у ребенка образуется подкожно – жировая клетчатка, благодаря чему ручки и ножки становятся пухленькими, происходит закладка иммунной системы.
Продолжайте активно общаться с ребенком, развивайте свои способности понимать, что он чувствует.
Малыш активно набирает вес, прибавляя около 14г в день, в его печени накапливается железо, которое будет помогать кроветворению в первый год жизни. Головка ребенка опускается ближе к выходу, ребенок готов к самостоятельной жизни.
Настраивайте себя, свой организм на благополучное завершение этого важнейшего этапа жизни. Помните, что все свои мысли, эмоции вы передаете своему малышу, занимайтесь по возможности любимыми делами, слушайте музыку, гуляйте, читайте хорошую литературу, обязательно читайте сказки (например А.С.Пушкина). Не забывайте и про духовные произведения. Очень важно, чтобы первые впечатления от жизни у ребенка были наполнены любовью, светом и приятными эмоциями.